Лэйна

Традиционной одеждой гэлов, проживавших как в горной Шотландии (Highlands), так и в Ирландии была лэйна (“léine”). С гэльского “léine” переводится как “рубаха” или “туника”.

В англоязычных источниках, во избежание путаницы, лэйну называют туникой (tunic), так как слово “рубаха”  (shirt) в 16 веке стало использоваться по отношению к нижней одежде, чем лэйна никогда не являлась. В данной статье, говоря о лэйне, мы будем использовать слово “рубаха”.

Около 5 – 6 века н.э. скотты (так в Британии называли жителей Ирландии) начали селиться на севере Великобритании, сохраняя при этом прочные связи с «братьями» в Ирландии Лэйна по-прежнему оставалась их основной одеждой, хотя ее фасон и крой, конечно, менялись. По большей части мы располагаем обширной информацией о лэйне 16 века, которую мы и подробно рассмотрим в данной статье. Но сначала, давайте взглянем на более ранние источники, чтобы понять происхождение лэйны.


РАННЯЯ ИРЛАНДСКАЯ ЛЭЙНА

Чтобы дать представление о ранней ирландской лэйне, приведем отрывок из книги Х. Ф. МакКлинтока “Старый ирландский и шотландский костюм”.

В древности в гардероб ирландской знати входили две основные вещи: плотно облагающая рубаха, которая по-ирландски называется лэйна, и плащ брэт, надеваемый поверх нее.

(Далее мы будем часто делать отсылки к книге МакКлинтока, так как, на сегодняшний день, она является основным источником информации об одежде Шотландии и Ирландии до 17 века)

Ранний образ лэйны мы можем увидеть на каменной резьбе на Большом Кресте в Монастербойсе (руины раннего христианского поселения в графстве Лаут, Ирландия).

На первом орнаменте высечены трое мужчин. Их лэйна - это длинная рубаха, сужающаяся к подолу, с отделкой из вышивки по краю. Фигура в центре, судя по всему, знатного происхождения, и носит лэйну во всю длину до щиколоток. Две фигуры рядом изображены в лэйне, подобранной до середины бедра, так, по комментарию МакКлинтока, обычно изображался человек за работой, или в движении.

На соседнем орнаменте мы видим священника, облаченного в длинную лэйну с декоративной отделкой, и воина в лэйне, подобранной поясом до колен.

На третьем орнаменте, на том же кресте, изображены Каин и Авель в одежде, закрывающей нижнюю часть тела. Судя по отделке подола, которая встречается на предыдущих орнаментах, МакКлинток предполагает, что это все еще лэйна, но со спущенной верхней частью. У фигуры на первом орнаменте достаточно широкий вырез горловины, что подтверждает возможность такого ношения лэйны.
Крест в Монастербойс_Лэйна

Информацию об ирландской одежде дает нам и “Келлская книга”, написанная около 9 века н.э., хотя использовать ее как источник нужно с осторожностью,так как все изображения людей в ней стилизованные. Лэйна в Келлской книгеНа части иллюстраций, однако, лэйна вполне соответствует описаниям девятого века. Изображения в книге четче и понятнее, чем высеченные на камне орнаменты, и ясно дают понять, что лэйна не имена разреза спереди, и одевалась через голову как рубаха. На одном изображении горловина показана достаточно узкой, с неглубоким V-образным вырезом. Все рукава нормальной ширины.

И хотя сложно сделать какие-то выводы об одежде ирландцев до 16 века, исследователи данной  эпохи пришли к соглашению, что до 10 века включительно, лэйна была одеждой аристократии, или людей наделенных той или иной властью. К этому же периоду относится еще один вид одежды – плотно облегающие штаны (trews) и короткая куртка. Тем не менее, нигде нет упоминаний о том, что лэйна и штаны носились вместе (во всяком случае, не в этом периоде). Есть теория, которая дает этому факту некоторое объяснение. Согласно ей, штаны trews являются одеждой коренного населения Ирландии.  Когда остров завоевали гэлы, около 3 века до н. э., они принесли с собой более просторную одежду – лэйну, или рубаху. И хотя завоеванные племена, в конечном счете, стали говорить на гэльском, и сами называть себя гэлами, социальное разделение осталось, и отражалось в одежде: правящий класс носил лэйну, а простые люди остались верны традиционному костюму.
 

ИРЛАНДСКАЯ ЛЭЙНА В 16 ВЕКЕ

Говоря об ирландской одежде 16 века, английские писатели обычно ссылаются на собранную складками желтую (крашенную шафраном) рубаху, и в ирландских источниках того времени мы находим ряд доказательств. Самое раннее изображение ирландца, которым мы располагаем, однако, не ирландского происхождения – его создал немецкий художник Дюрер в 1521 году. На его картине изображены пять ирландских солдат, которые предположительно встретились на стоянке в Нижних Землях (территория современных Бельгии, Люксембурга и Нидерланд). Один из них одет в актон (или «котун» по-ирландски), но четверо остальных одеты в длинные верхние рубахи до середины икр. МакКлинток отмечает их схожесть с верхними рубахами 10-11 века, что описывались ранее, за исключением того, что, по крайней мере, две из них запахиваются спереди.Дюрер 1521 г_Лэйна

Далее, нам следует взглянуть на гравюру датированную примерно 1550 годом, на которой изображены ирландцы (возможно солдаты или военнопленные) одетые в длинные верхние рубахи с очень широкими, свисающими рукавами и короткие куртки – ионары (ionar). Поскольку  данная статья посвящена лэйне, то больше всего на изображении нас интересуют верхние рубахи. У них определенно цельнокроеный перед и, должно быть, они надевались через голову. Рубахи подпоясаны и поддернуты вверх так, что доходят до колен, а на талии образуют напуск, который МакКлинток называет «мешкообразной складкой». Он также предполагает, что этот напуск мог использоваться как карман. Прямые у плеч рукава рубах расширяются к запястьям, и МакКлинток указывает на сходство между этими рукавами и широкими рукавами английской одежды 15го века, из чего он делает предположение, что ирландцы переняли английскую моду.Дюрер 1550 г_Лэйна

Этот наряд более-менее идентичен тому, что изображен на акварельном рисунке в голландской книге 1574 года - «Очерк об Англии, Шотландии и Ирландии» («Corte beschryvinghe van Engeland, Scotland ende Ireland»). Мужчина на этом рисунке облачен в похожую одежду, но тут мы так же можем видеть и цвет ткани – желтый, полученный с помощью шафрана. Другой источник, с которым нам следует ознакомиться, это книга 1581 года под названием «Образ Ирландии» (“Image of Ireland”) за авторством человека по имени Деррик. В этой книге обнаружено несколько рисунков ирландцев, и некоторые из них резко отличаются от тех, что мы видели ранее.Очерк об Англии, Шотландии и Ирландии 1574 г_ Лэйна

На изображениях в книге Деррика у лэйны по-прежнему длинные и широкие рукава, но присутствует разрез спереди, и она запахивается на манер халата. Подол лэйны короче – всего лишь до середины бедра – и тут появляются складки. Это единственные сохранившиеся изображения лэйны со складчатым подолом, но английские источники часто упоминают, что ирландские рубахи были собраны в складки, поэтому такой вариант ношения лэйны не был редкостью. Деррик пишет об этих лэйнах:

Рубахи очень странные:
колени не прикрыть,
Подол широкий в складочку  -
плотнее не сложить.

Рукава свисают низко,
до самых башмаков.
Вот так солдат-ирландец
вышагивать готов.Деррик_4_ЛэйнаДеррик. Лэйна

На одной из картинок книги Деррика изображена женщина в верхней рубахе с очень широкими рукавами. Эта рубаха, без сомнений, лэйна, но длиннее, чем мужская – до середины икр. Рисунок подтверждает, что женщины, похоже, носили этот предмет одежды наравне с мужчинами.

МакКлинток указывает на книгу под названием “Великие дела в Ирландии” (“De rebus in Hibernia gestis”), где женщины описываются как «облаченные в верхние рубахи, доходящие до щиколоток, с длинными рукавами и часто выкрашенные шафраном в желтый цвет».

Деррик Лэйна

 Прежде чем пойти дальше,Деррик. Лэйна рассмотрим ещё одну картинку из книги Деррика. Это центральный образ седьмой гравюры, на которой изображен гонец. Он достаточно четко прорисован, и хорошо видно, что его ноги не покрыты, но, тем не менее, подол лэйны выглядит незавершенным и проще, чем на других изображениях в этой книге. Предположим, что, так как он гонец, и весь день проводит в пути, то мог путешествовать в “облегченном варианте” лэйны.

МакКлинток также приводит различные английские описания ирландской одежды, которые так или иначе подтверждают то, что мы видели выше.

Таким образом, мы можем проследить, как видоизменилась лэйна из относительно простой верхней рубахи длинной до пят, надеваемой через голову, с рукавами нормальной ширины. К 1521 году лэйна шьется с разрезом спереди и запахом. К середине столетия начинают появляться длинные и широкие рукава, которые теперь ассоциируются с лэйной. Такие рукава близки к моде  Англии и Европы 15го века, и МкаКлинток делает предположение, что они появились в то же время. К концу 16го века мы также встречаем лэйну длиной до середины бедра с фронтальным запахом, длинными рукавами,  и собранным в складки подолом. Судя по картинкам, которыми мы располагаем, такой фасон преимущественно носили с курткой ионар и штанами.
Мы не  знаем, как кроилась такая рубаха, но МакКлинток предполагает, что нижняя часть лэйны шилась из нескольких клиньев, а записи того времени говорят, что на одну лэйну часто уходило 20 или 30 ярдов ткани (1 ярд ~ 60 см). После 1600 года лэйна в первоисточниках не упоминается.

Прежде чем перейти к шотландской лэйне, рассмотрим материал, из которого её чаше всего шили. В саге “Похищение Быка из Куальнге” (Táin Bó Cúalgne) рубахи героев сшиты из шелка различных цветов. В источниках 16го века упоминается только лен. Согласно МакКлинтоку, это возможно был плотный, толстый, сотканный вручную лен, а единственный цвет, который упоминался - шафрановый или желтый. Заметим, что хотя многие источники говорят о том, что рубахи «чаще всего», или «в основном» красились шафраном, есть и те, где цвет не упоминается вообще. Этот факт позволяет предполагать, что рубахи окрашивались и другими цветами, но не ставит под сомнение того, что желтый был, конечно же, самым любимым цветом.

Шафран в 16 веке был настолько в ходу, что у местных поставщиков его не хватало, и приходилось ввозить из других стран. МакКлинток находит шафран среди товара на экспорт в Ирландию в портовых книгах Бристоля в 1586 и 1591. Шафран, который произрастал в огромных количествах на территории Ирландии, в 16 веке использовался чаще, чем сегодня, и давал чистый желтый цвет. Сегодня, по непонятным причинам, «шафрановым» стал желто-коричневый. «Эталоном» шафранового цвета может служить голландская акварель 1574 года, в которой желтый, созданный из шафрана - чистый и яркий, без намека на коричневый.


ЛЭЙНА В ШОТЛАНДИИ

Первоисточников по одежде шотландских горцев, к сожалению, еще меньше. МакКлинток в своей книге приводит 10 ссылок, и только одна из них - на источник, созданный до 17 века, - часто цитируемую сагу о «Магнусе Голоногом» 1093 года. Сага описывает путешествие короля Магнуса на запад Шотландии, откуда он перенял увиденный там костюм: “Люди говорят, что, когда Магнус конунг вернулся из викингского похода на запад, он одевался, как было принято в Западных Странах, и также одевались многие из его людей. Они ходили с голыми ногами по улице и в коротких рубахах и плащах” (Сага о Магнусе Голоногом, пер. М. И. Стеблин-Каменского.) Слово, переведенное “рубаха” в оригинале звучит “kyrtlu”, а “плащ” - “yfir hafnir.” Многие ошибочно предполагают, что речь идет об одежде, похожей а килт, но это неверно. Описание больше соответствует комбинации лэйны и брэта, которые в те времена носили гэлы в Ирландии. А из политической и социальной истории страны мы точно знаем, что западная Шотландия сохраняла с Ирландией прочные связи.

В работе МакКлинтока есть большой промежуток – с 1093 года до 16 века, по которому  мы совершенно не располагаем информацией. Однако недавно стало известно о существовании “рогартской рубахи” (Rogart Shirt), найденной в захоронении в Сазерленде и относящейся к 14 веку. Она представляет собой очень простую цельнокроеную рубаху с обработанным стежками по уголкам и подшитым по краю вырезом горловины, и неширокими рукавами, сшитыми из нескольких кусков полотна. Скорее всего, это делалось, чтобы сэкономить ткань, так как не обусловлено ни кроем, ни модными тенденциями того времени. Ширина материала основной части составляет 30 дюймов, длина – 90 дюймов (длина готовой рубахи равна 45 дюймам). Источником информации о рогартской рубахе послужила работа Одри Эншалл “Ранний текстиль, найденный в Шотландии” (“Early Textiles Found in Scotland” ). 

Следующая работа,  на которую стоит обратить внимание -  “История Великой Шотландии” Джона Мэйджора, опубликованная в 1521 году. Мэйджор писал о «диких горцах»: «они ходят с голыми ногами, предпочитая носить накидки вместо верхней одежды и рубахи, крашеные шафраном... их прошитые льняные накидки пропитаны дегтем и обшиты оленьей кожей». Мы можем провести параллель между «шафрановой рубахой» и ирландской лэйной, но для начала, нужно дать объяснения еще одному предмету одежды из льна, упомянутому выше.  Латинское слово “suere”, переведенное как “прошитый”,  может также означать «складчатый», «лоскутный» или «стеганый». Описываемый предмет одежды может быть собранным в складки, как лэйна. Однако так как эта накидка надевалась для битвы, больший смысл имеет значение «стеганый». Таким образом, эта полотняная накидка очень похожа на куртку\колет\актон. Такой подбитый доспех изображен на многих вырезанных в камне изображениях на островной и горной частях Шотландии, и его часто путают с лэйной.   

В бухгалтерских записях Лорда Казначея 1538 года есть упоминание о тканях, заказанных для короля Джеймса V, для пошива традиционного костюма горцев Шотландии. Среди тканей упоминались 15 эллей (1 элль ~ 45 дюймов) на “длинную рубаху горцев”. Кроме того, в списке присутствовал шелк для пошива рубах и ленты для украшения. Из этого описания можно сделать вывод, что рубаху не предполагалось собирать складками, иначе потребовалось бы больше ткани. Также интересно отметить, что рубахи сшивались шелковыми нитками.   

Очень подробное описание одежды известно нам от епископа Лесли. В 1578 г. он описывал одежду горцев Шотландии, и о лэйне отметил следующее: «Также из льняного полотна они шьют очень просторные рубахи с множеством складок и широкими рукавами, свободно спадающими до колен. Эти рубахи окрашиваются в основном шафраном, затем смазываются жиром, - так они дольше сохраняются чистыми в условиях повседневной работы и постоянных тренировок, которые горцы считают чрезвычайно важными. Одежду они стараются шить со вкусом, и не пренебрегают вышивкой. Детали рубахи очень аккуратно сшиваются шелковыми нитями, главным образом зеленого или красного цвета».

Это описание наиболее близко к типу лэйны, изображенной в книге Деррика, и опять мы встречаем упоминание шелковых нитей контрастных цветов.

В 1556 г. французский писатель Жан де Баг опубликовал доклад об осаде Хаддингтона 1549 года, в котором он описал участвующих в кампании шотландских горцев так: “На них не было одежды кроме их крашеных рубах и какого-то тряпья из тонкой разноцветной шерсти”. Это так же подтверждает, что сочетание лэйны и брэта было распространенным видом гэльской одежды. В 1573 г. Линдсей из Пискота писал о горцах : “Они были одеты только в шерстяные накидки, да крашенные шафраном на ирландский манер рубахи, с голыми ногами до колен». В 1547 г. Джеймс V совершил путешествие по северу Шотландии и Оркнейским островам. Отчет об этой поездке был опубликован в 1583 г. Николаем д‘Арфевилем, космографом короля Франции, где о “диких горцах” севера сказано: “Дикари (горцы), как и ирландцы, носят просторные длинные рубахи, крашенные шафраном…”

Во всех упоминаниях шотландская лэйна почти всегда называется “шафрановой” или “желтой”, или просто “крашеной”. Только в одном источнике вообще нет упоминания о цвете. Ни одного изображения шотландской лэйны не сохранилось, и мы не можем посмотреть, как она выглядела. Но из описаний очевидна ее схожесть с ирландской лэйной (даже авторы 16 века замечали это). МакКлинток считал, что лэйны различались, как в Ирландии, так и в Шотландии. В одних источниках упоминается, что они собирались складками, в других - нет, а в случае наряда короля Джеймса, их вообще не могло быть, так как для пошива использовалось недостаточно для складок материала. Мы располагаем источниками, упоминающие рубахи длиной до пят, ниже колена, выше колена и до середины бедра. Много примеров того, что различия были. И в Шотландии, так же как и в Ирландии не встречается упоминание лэйны после 17 века, когда в обиход вошли рубахи англинизированоонго типа.

Не встречается упоминаний и о женской одежде в Шотландии. Однако легко предположить, что, как и в Ирландии, женщины носили схожие с мужскими (практически одинаковые) лэйны, так вся женская одежда в Шотландии была похожа на мужскую.

В свою книгу МакКлинток включил короткий раздел, посвященный острову Мэн. Об одежде островитян в средние века очень мало информации, но исходя из того, что их язык и культура, до конца рассматриваемого нами периода, схожи с гэльскими, можно с уверенностью предположить и схожесть одежды.

Для реконструкции лэйны, у нас, к сожалению, нет конкретных примеров или образцов, но ее вполне можно смоделировать, исходя из доступной информации. Для пошива подойдет любая выкройка прямой рубахи, подходящей под описание, и окончательный результат будет похож на лэйну 16го века, в которую одеты ирландцы на гравюре 1550 года.

Источник: albanach.org
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>