Ранняя гэльская одежда. Часть 10. Детали женского гардероба.

На первый взгляд, мужская и женская одежда у гэлов не отличались, но при более глубоком изучении вопроса обнаруживается ряд отличий женского гардероба.

Очевидно было бы предположить, что что женщины носили те же элементы одежды что и мужчины (за исключением штанов). Они носили лэйны, с той оговоркой, что женщины никогда не подбирали их под пояс и не поднимали полы выше лодыжек. Они носили пояса и брэты. Часто женская одежда описывается как «облегающая», или «плотная», что может являться как описанием фасона так и  разновидности переплетения. Вполне вероятно, что и женский айонар был длиннее мужского. Одно из имеющихся у нас описаний женщины – весьма необычной женщины - встречается в саге «Похищение быка из Куальнге». Эту даму король Эохайд Бессмертный однажды встретил в долине.

«На ней был пурпурный плащ с серебряной бахромой, с золотой брошью на груди. Зеленая рубаха из шелка с длинным капюшоном (а мы помним, что это может быть широкий воротник, а не капюшон) вышитым с красным золотом и чудесными застежками из золота и серебра на ее груди и плечах. Солнечный свет падал на нее так, что золото и зеленый шелк переливались на солнце. Ее ярко-желтые волосы, сияющие как щелк, были собраны в две косы из четырех прядей, и каждую прядь украшала бусина».

В этом описании интересно то, что, несмотря на явную «неземную» природу этой дамы, ее волосы непокрыты, что означает, что она не замужем. Замужние женщины непременно покрывали волосы кульпатом из льна или шелка. Его изначальный фасон точно неизвестен и обсуждается, хотя, вероятно, он шился из куска прямоугольной материи, которым покрывали голову.The Leine Culpatach_img_3 Он, вероятно, закрывал лоб до бровей, а его концы перекрещивались под подбородком и закреплялись на плече. На голове он вполне мог поддерживаться тонким очельем. Кульпат также мог окрашиваться, украшаться вышивкой. Стоит отметить, что распущенные волосы редко упоминается в ранней ирландской литературе. В описании волос фигурирует преимущественно цвет, а иногда акцент делается на описании причесок – кос, жгутов (причем как у женщин, так и у мужчин). За волосами тщательно ухаживали, так как роскошные волосы были предметом особой гордости. В этой связи у каждого, должно быть, имелась личная расческа, которую носили в отдельной сумочке на поясе – «киорболг». (от "cior" – «гребень» и "bholg" – «сумка»). Мы не имеем ни vn2малейшего представления о том, как они были сделаны. Возможно, это были тканевые мешочки, стянутые кожаным шнуром, или плоские кошельки с клапаном. В любом случае, дамы, убедитесь, что у вашего мужчины есть такой. Киорболг имелся в комплекте как женского, так и мужского гэльского костюма (хотя женщины упоминаются с ним чаще). Еще одна интересная вещь – «скахан» (гэльск. «skahan») – зеркало. Начиная с бронзового века до раннего средневековья зеркала обычно изготавливались из полированного серебра или бронзы в виде небольшого овала на короткой ручке. Более привычные нам зеркала, представляющие из себя стекло, затемненное с одной стороны, и закрепленное на поддоне из смеси свинца и олова, появились в Европе и распространились только к концу 13 века, поэтому к рассматриваемому периоду отношения практически не имеют.

Мы определенно знаем, что женщины средневековья румянили щеки и красили губы соком бузины. Ногти также «подкрашивали» бузиной (хотя здесь в ход могла пускаться и кровь животных, и сок ольхи). О макияже глаз практически ничего не известно, и, вероятно, это не приветствовалось. Кулди (монахи-отшельники в раннем средневековье, жившие на территории Ирландии и Шотландии) покрывали темной краской веки на коптский манер (имеется в виду подражание служителям египетской коптской церкви), и для ирландцев это выглядело крайне странно. Тем не менее, женщины все же красили веки соком темных ягод, растущих в Ирландии, приспосабливаясь к моде. Парфюм был не чужд культуре гэлов. Экстракты цветов и пряностей в масле или вине давали огромное разнообразие ароматов, которые могли не только наносится на кожу и одежду, но и втираться в волосы, добавляться в еду (если считались съедобными).

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Броши, конечно, занимают первое место по популярности. Кольца и ожерелья по праву на втором месте, и часто упоминаются при описании женского гардероба. Дальше внимание уделяется браслетам, поясам, бусам. Хотя мужчины и носили такие же аксессуары, в описаниях мужского костюма украшениям не отводилось столько внимания как в женском. Языческая экстравагантность в украшениях, конечно, поутихла с приходом христианства, но все равно осталась неотъемлемой частью гэльской моды. Антрацит, янтарь, стекло, золото, серебро, бронза и эмалевая роспись широко использовались как украшения к началу викингских завоеваний.

Женщины в гэльской культуре сохранили за собой куда больше прав, чем их соседи. Брегонский закон (средневековое ирландское право) несмотря на явно языческие корни, признавался гэльской церковью, и защищал права женщин даже после установления английского правления на территории Ирландии и Шотландии. По данному закону за женщиной закреплялся определенный статус, имущественное право, особые права в браке и при разводе. Некоторые детали их положения в обществе можно найти в так называемой «могиле языческой леди» в замке Пил на острове Мэн. Эту женщину похоронили вместе с мужем-язычником, предположительно скандинавского происхождения. Но в могиле были также найдны элементы гэльского быта, например, вертел – символ мэнской знати, не встречающийся в культуре викингов. Женщина возможно и не была сама язычницей, но была замужем за язычником. Несмотря на то, что ее погребли вместе с мужем (на языческий манер), одета она была по-видимому в гэльское, а не скандинавское платье. Это доказывает такую необычную для средних веков независимость женщин в гэльской культуре, а также говорит о сохранении традиционной гэльской одежды несмотря на сильные влияния других культур.

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 1. Вступление"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 2. Термины"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 3. Про источники и период исследования"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 4. Лэйна"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 5. Брэт"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 6. Айонар (Куртка)" 

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 7. Штаны (Трузы)"

Читать "Раняя гэльская обежда. Часть 8. Пояса и броши" 

Читать "Раняя гэльская обежда. Часть 9. Обувь" 

Источник: Scott Barrett "Early Gaelic Dress"
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>