Шафрановая рубаха

Одежда любой эпохи не существует сама по себе, и на неё постоянно действуют внешние факторы. Два основных, - влияющих на одежду из века в век - это мода и функциональность. Сегодня, как и прежде, они иногда противодействуют друг другу, но почти никогда не взаимоисключают. Факт есть факт – даже самые непрактичные модели от кутюр сегодня выполняют свою изначальную функцию - закрывают тело, хотя, конечно, далеко не все.

Из-за малого количества сохранившихся иллюстраций, исследование ирландского костюма не такая простая задача, как, например, исследование костюма итальянского или английского. Ирландская культура – культура устная. Их музыкальное и фольклорное наследие весьма богато, но конкретных записанных фактов у нас мало. До прихода христианства письменность использовалась редко, а изобразительное искусство никогда не отражало реальной моды. А в тех письменных источниках, которыми мы располагаем, ирландцы не уделяют должного внимания деталям, как, например, римские писатели. Это можно объяснить тем, что ирландцы писали для себя, а они  знали фасоны своей одежды, и, значит, не было нужды описывать её в подробностях. Римляне же, напротив, до мельчайших деталей описывали иностранную одежду: что носили в разных провинциях или в чем встречали гостей дома.

К счастью, у нас есть несколько источников информации по ирландскому костюму.
С незапамятных времен с ирландцами контактировали шотландские горцы, часть которых населяла некоторые области графства Аргайл. Люди, переселившиеся из Ирландии носили имя Дал Риата, римляне же называли их скоттами. Самые ранние сведения, которыми мы о них располагаем, относятся к тому времени, когда они всё ещё жили на территории Ирландии. (прим. переводчиков: далее будет описана одна из теорий переселения гэлов в земли пиктов; в последнее время эту теорию, как и само существование королевства Дал Риаты относят к легендам, так как они находят мало археологических подтверждений). Тогда на территории Эрайне (область средневековой Ирландии, названая по имени главного клана) обосновалось четыре главных септа. После голода, начавшегося примерно в третьем века н.э, некоторым семьям пришлось искать новое пригодное для жизни место. Часть септа Дал Риаты остались в Ирландии, в то время как  Кэйпра Риата повел часть своих людей через Ирландское море в земли пиктов. Они высадились в Шотландии, в то время как глава Дал Риаты остался в Ирландии. Так было до тех пор пока глава септа Фергус Мор МакЭрк не прибыл с большей частью своих людей в земли пиктов и не перенес с собой центр Дал Риаты из Ирландии в Шотландию.  В конце концов ирландская Дал Риата стала отдельным септом, хотя и сохраняла связь с шотландской частью.

В наше время, стоит лишь взглянуть на Ирландские и Шотландские обычаи, язык или народные костюмы, может показаться, что эти две страны не связаны вовсе. Шотландский и Ирландский гэльский фактически – два разных языка, хотя и взаимно понятных. Однако, не смотря на различия в христианских традициях, у шотландцев и ирландцев много общего в традиции народной. И хотя ирландцы не носили килтов, пестрые шерстяные плащи и шафраново-желтые  рубахи входили в гардероб обоих народов.

Разворачивается много споров о том, чем же являлась лэина, а чем – нет. Лэйна – это просто «рубаха» по-ирландски. Древние ирландцы использовали это слово, потому что они носили этот предмет одежды. Современные же ирландцы называют им всё, от простых платьев до футболки. Так что одежда, обозначенная таким словом не редкость.

В исследованиях костюма “лэйна” стала синонимом шафранной рубахи ирландцев и шотландских горцев 16го века.  Именно в этом контексте мы называем шафрановую рубаху “мужской лэйной”.

Первым подтверждением того, что лэйна существовала в 16 веке, является копия гравюры из музея Ашмола, Оксфорд, Англия. Картинка подписана “Ирландские вожди”. Других копий этого рисунка нет, и ничего не известно об оригинале. Детали указывают на то, что этот рисунок был сделан во время правления короля Генри VIII. Некоторые исследователи предполагают, что на нем изображены ирландские рекруты короля Генри времен войны с Францией 1544 года. Этот рисунок очень хорошо детализирован. Надпись у края рисунка гласит, что он был сделан с натуры, а не по памяти (фраза «after the quick» означает «с натуры»).

Дюрер 1550 г_Лэйна

Мужчины на этом рисунке одеты в длинные рубахи с длинными широкими рукавами и в короткие куртки, украшенные вышивкой. На некоторых так же есть и накидки, все вооружены мечами. Они босы, и их ноги ни чем не покрыты. Глядя на их костюмы, можно сказать, что так обычно и одевались солдаты.

 Такие же длинные рубахи со свисающими рукавами и короткими куртками поверх них изображены на рисунках ирландских солдат Лукаса Д’Эре, датированных 1547 и 1575 годами. На одном из рисунков волынщик одет в такую же рубаху, хотя и украшенную красной вышивкой на рукавах. Однако волынщики в составе военных частей Ирландии были обычным явлением, так что изображение музыканта в военной одежде не является чем-то экстраординарным.

Иллютрация Лукаса Д'Эре

Иллютрация Лукаса Д'Эре


Хотя рисунки ирландцев Джона Деррика не отличаются высоким качеством, тем не менее, на них видна всё та же форма одежды. Здесь мы говорим о рисунке гонца, который доставляет сообщение английскому лорду. Гонцы так же входили в состав ирландских армий, а потому одевались так же, как и солдаты.
Деррик. Лэйна
Гравюры в первом издании “Хроник Холиншед”а (опубликованных в 1577 году) изображают одетых в лэйны шотландских лучников, которые охотятся на оленей в горах.

На них такие же, украшенные вышивкой кожаные куртки поверх длинных рубах. Рубахи, очевидно, подпоясаны ремнем. Широкие рукава свисают до колен или голеней, но вдоль руки их длина не превышает локтевого сгиба. Это изображение чётко показывает крой рукавов. Очевидно, что такие рукава лучникам никак не мешают, как не мешали и солдатам на предыдущих рисунках. Таким образом, шотландцы и ирландцы следовали моде (отражавшей так же и материальное благополучие, так как такой крой одежды требовал много ткани на пошив, а это себе могли позволить только состоятельные люди) но не в ущерб функциональности. ­

Хроники Холиншеда. Шотландские лучники.

Так откуда же взялся такой странный наряд? Мы знаем, что ничего не появляется на пустом месте, и одежда других народов влияла на моду даже в отдаленной Ирландии. Широкие и струящиеся рубахи длиной до пят, нелепые рукава, многочисленные складки – все это свойственно широким плащам прошлых веков. Изображения, высеченные на каменных крестах в Ирландии, показывают, что, по крайней мере, англо-ирландские леди в 15 веке носили такие плащи. Общеизвестно, что лэйна в 16 веке шилась из 25-35 ярдов полотна. Ирландцы просто переделали континентальный стиль по своему вкусу. Их часто критиковали за одежду, не соответствующую классу (тратить такое количество ткани  на рубаху считалось недозволительным для небогатого населения), поэтому в Акте Общественного Порядка 1537 г. Генриха VIII предписывалось уменьшить количество ткани, используемой для пошива лэйны до 7 ярдов. Но ирландцы обычно не скупились, и тратили большие средства на лучшую одежду, из лучших тканей, сшитую наилучшим образом.

Широкие плащи были светской одеждой, а не военной формой. Как же так получилось, что их стали носить ирландские солдаты? Очень просто, - наряд был очень практичным. 25-35 ярдов полотна “складка к складке, уложенные так плотно, как только можно” (Джон Деррик, Образы Ирландии, 1577 г.) превосходно защищали даже от ударов мечом. Для солдата, обеспечивающего себя самостоятельно, сражавшегося без доспехов, лэйна, в буквальном смысле, была единственной преградой, отделявшей его от смерти.

На изображениях в захоронениях 14 века можно увидеть дублет с очень плотно уложенными складками, - котун. Такие дублеты защищали знатных воинов от «укусов» собственной кольчуги, а менее богатых - от ударов мечом.

Ранее предполагалось, что шотландская и ирландская лэйна и дублеты, представленные на изображениях в захоронениях, это одна и та же одежда. Однако, хотя они и похожи и имеют схожие функции, это не так.

Чтобы доказать это, необходимо обратиться к письменным трудам того времени, посвященным шафрановой рубахе (saffron shirt). Во всех записях, слово, описывающее лэйну, – это “рубаха” (сорочка, рубашка и т. п.). Но три автора упоминают нечто другое. Джон Мэйджор в своей “Истории Британии” 1521 г писал и о “рубахе”  и о прошитой полотняной накидке (panno lineo), носимой в бою.

“Они ходят с голыми ногами, предпочитая носить накидки вместо верхней одежды и рубахи, крашеные шафраном... Во время войны они носят кольчуги из железных колец, защищающие все тело, и сражаются в них. Простые солдаты бросались в битву одетые лишь в прошитые льняные накидки пропитанные дегтем и обшиты оленьей кожей”.

В “Истории Гордонов” упоминается “… одетый в желтую военную накидку (что среди них обозначало главу клана или вождя)”. Роберт Гордон из Стралоха описывает одежду шотландцев в мирное и военное время по-разному:

“Нижнее одеяние шотландцев - короткие полотняные рубахи, которые знатные люди иногда красят шафраном. Их длину регулируют поясом до колена, чтобы не мешались во время бега или путешествий”. Мэйджор пишет, что рядовые воины горной Шотландии “идут в битву одетые в полотняные рубахи, собранные в складки, пропитанные воском или дегтем и обшитые оленьей кожей; тогда как англичане и жители равнинной Шотландии предпочитают сражаться в плащах”.

Эти строки говорят о том, что лэйна или шафрановая рубаха и котун или дублет – две разные вещи.

 Изображения из захоронений Ирландии и ШотландииДля дальнейшего обоснования перейдем к вещественным доказательствам. На вырезанных в камне картинах в захоронениях Ирландии и Шотландии мы видим изображения подбитых дублетов с узкими рукавами, иногда одеваемых под кольчугу. На картинах из захоронения Берка в Глинске, графство Голуэй, захоронения О’Кахан в Дангивене, графство Дерри и во всех захоронениях горной Шотландии изображается одинаковая одежда. Однако ни на одной из картин не видно характерных для лэйны длинных рукавов. Везде отчетливо видны узкие рукава и ничего напоминающего короткую куртку.Изображения из захоронений Ирландии и Шотландии

На иллюстрациях, уже обсуждавшихся ранее, лэйна всегда изображается с длинными рукавами и струящимся подолом, и всегда носится с короткой курткой – ионаром. Письменные источники того времени свидетельствуют о том, что ионар сбрасывалась во время боя. И в то же время лэйна никогда не изображалась без нее.

Итак, можно заключить, что:

(1) Лэйна – это широкая рубаха, которую носили ирландские и шотландские солдаты.

(2) Она шилась из такого количества ткани, которое обладатель мог себе позволить.

(3) Лэйна закладывалась в максимально возможное количество складок для обеспечения лучшей защиты. Те, кто мог позволить себе кольчугу, носили ее поверх подбитой куртки. В этих случаях рукава подгонялись таким образом, чтобы помещаться в коротких рукавах кольчуги. Таким образом, получался совершенно другой наряд, известный как котун.

 

Источник: old.scotwars.com
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>