Ранняя гэльская одежда. Часть 2. Термины

Мы продолжаем публикацию статьи Скотта Барретта "Ранняя гэльская одежда" (оригинал). Сегодня мы, прям как настоящие ученые перед любой дискуссией, разберемся с терминами и определениями дабы исбежать путаницы в дальнейшем.


Термины

Гэлы

Прежде чем перейти к самой сути, необходимо прояснить терминологию. Вначале я объясню, что на самом деле означают слова «гэл» и «гэльский». Гэлами назывались те племена и кланы, которые разговаривали на гэльском языке – одной из ветви гойдельской группы ранних европейских языков. В то время он был един, а сегодня - в каждой гэльской стране - свой собственный диалект.

Когда я говорю «гэлы», то под этим словом я подразумеваю ирландцев, восточных шотландцев и жителей острова Мэн. Я не использую термин «кельты» или «кельтский», потому что эти слова полностью не отражают особенности данных культур. Гойдельские языки были лишь одной ветвью большой группы кельтских языков. Также важно помнить, что древние ирландцы и шотландцы никогда сами себя кельтами не называли.

Ирландцы
Гэлы были древними жителями Ирландии – Эйре («Eire»). И вполне возможно, что они завоевали этот остров в позднем Бронзовом Веке или раннем Железном. Историки считают, что остров изначально населяли люди, существование которых оборвалось с приходом гэлов из Европы. Разгораются жаркие дебаты о том, когда это произошло и как быстро захватчики изменили коренную культуру. С точностью можно сказать одно: внезапное появление большого количества предметов европейской культуры в Ирландии соотносится с континентальными археологическими находками позднего Бронзового века. К тому моменту, когда на смену Железному веку пришло Средневековье, ирландцы создали  свою самобытную культуру, верования и схему социальных отношений. С этого момента SCA (Society for Creative Anachronism) начинает отсчет эпохи Средневековья. Т.е. к 600 г. нашей эры гэлы стали основным населением всей Ирландии и оставались таковым на протяжении многих столетий.


Жители острова Мэн
Так как ирландцы торговали и воевали со своими соседями, то не удивительно, что они привнесли свою культуру и на остров Мэн, который находится в центре Ирландского моря. У жителей этого острова была своя культура, они занимались земледелием и ловлей рыбы, прежде чем в  Железном веке сюда пришли гэлы. Мэнские историки считают, что местное население когда-то пришло на остров через Британию из Европы. Когда ирландские миссионеры прибыли на Мэн, то коренное население стало больше походить на гэлов. Кроме того в этом регионе было сильно влияние норманнов, при чем сильнее, чем в других областях. Мэнский язык – Y-гэльский – вобрал в себя много от древнего нормандского языка и, в отличие от других, сейчас является языком с гэльскими и бретонскими корнями одновременно.


Шотландцы (Скотты)
Долгое время шотландцы считались гэльским нардом. Их подлинные корни – сложный вопрос, постоянно вызывающий продолжительные и горячие споры. До прихода гэльской культуры Шотландия была родиной народа, известного нам как пикты.
Именно для защиты от пиктов,  а также для контроля торговли, император Адриан возвел стену (Адрианов Вал). Римляне считали пиктов дикими племенами, но те немногие предметы пиктской цивилизации, которые дошли до нас, характеризуют их как народ со своей уникальной культурной и религиозной традицией.

Появление гэлов на территории Шотландии связывают с повествованием древних хроник об ирландском клане (семье) Дал Риаде, прибывшим в западную Шотландию в V веке, и основавшим гэльское королевство на территории современного графства Аргайл. Приверно 400 лет спустя гэлы объединились с пиктами под управлением короля Кеннета МакАльпина.

Однако появились и новые теории появления гэлов в Шотландии, указывающие не только на то, что гэлы жили на территории западной Шотландии гораздо раньше, но так же и на то, что они были не так зависимы от Ирландии и её обычаев, как считалось ранее. На самом деле, вполне возможно, что это далриадцы принесли в Ирландию моду и социальное устройство, отражая римские, пиктские и даже южно-европейские тенденции.  Раскопки захоронений и археологические открытия подтверждают это утверждение. История былых времен пишется сегодня.

 

Остров Иона, находящийся между Ирландией и Шотландией в Ирландском море, стал бастионом островного христианства, и новая религия распространилась по Шотландии вместе со всеми атрибутами гэльской культуры. Пикты не только воевали со скоттами из Аргайла, но также и торговали, и заключали браки. Вскоре они начали адаптировать гэльскую культуру и язык, не смотря на восстановление ими контроля над большей частью Шотландии в последние годы их существования. С появлением первой волны  нормандских поселенцев пикты перестали быть отдельным обособленным нардом. Тогда Шотландия хоть и была преимущественно гэльской страной, но в то же время стала домом для множества скандинавов. Таким образом, шотландский гэльский язык (самоназвание - Gàidhlig [ˈkaːlikʲ] – [каалик]) является результатом вкрапления элементов нормандского и пиктского языков в гэльский язык скоттов Аргайла.

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 1. Вступление"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 3. Про источники исследования и период"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 4. Лэйна"


Источник: Scott Barrett "Early Gaelic Dress"
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>