Ранняя гэльская одежда. Часть 4. Лэйна

Наконец-то мы завершили работу над очередной частью статьи Скотта Барретта "Ранняя гэльская одежа"! От общих сведений мы наконец-то перейдем к разбору конкретных предметов одежды. Сегодня мы узнаем всё, что нужно для того чтобы пошить лэйну. Да, снова лэйна! Но теперь мы разберемся в мельчайших подробностях, что же это за одежда, как и из чего её шили, чем окрашивали и как декорировали. Заходите! Будет интересно!


Лэйна (Рубаха)

Крест МуирдахаЕсли кратко, лэйна – это гэльская рубаха. Множественное число, по-гэльски, произносится как “лэйнта” (гэльск. léinte [layn-tah]). Она надевалась на голое тело, и была основным предметом гардероба в Ирландии и Шотландии. Хотя в позднем бронзовом веке лэйна шилась из шерсти, в эпоху христианства она чаще всего изготавливалась из холщовых тканей, - наиболее распространенных на британских островах. Несмотря на то, что лэйна носилась гэльскими народами вплоть до 17 века, ее фасон серьезно менялся с течением времени. Мы можем представить, как выглядела «ранняя лэйна» (здесь и далее под «ранней лейной» понимается фасон лэйны до 6 века н.э.- прим. переводчиков) и даже сделать ее реконструкцию, но мы никогда в точности не восстановим всех деталей, так как в захоронениях ткань практически полностью истлевает.

МакКлинток, описывая истершиеся от времени фигуры на кресте Маиредака из Монастербойса, писал:«Лэйна, изображённая на кресте, напоминает свободную рубаху, но не похожа на галабею египтян; она довольно узкая к низу, и украшена по подолу вышивкой (рис. 1)».

Лэйна кройДанлеви описывает раннюю лэйну как рубаху без рукавов, длиной до лодыжек, которая носилась и мужчинами, и женщинами (рис. 2). Следует отметить, что безрукавной лэйна была преимущественно до 9 века н.э., так как в Келлской Книге она уже изображается с длинными коническими рукавами. Возможно, что лэйна ранее представляющая собой простой прямоугольный кусок ткани, оборачиваемый вокруг тела на манер «трубы», и скреплявшийся брошью на плечах,  к началу 6 века стала кроиться по фигуре.

Лэйна горловина

Похоже, что лэйна надевалась через голову, подпоясывалась и носилась в полную длину, хотя МакКлинток упоминает, что в «Похищение быка из Куальнге» она иногда описывалась как  «подоткнутая» или подобранная до колен, для большей свободы движений.

В Келлской книге упоминаются различные варианты вырезов горловины лэйны, включая круглые, овальные, треугольные и квадратные. В описаниях горловины встречается интересная деталь – «кульпат», илиЛэйна кульпат «кульпаж» (англ. culpait/ culpage), которую можно принять за широкий ворот или капюшон. Данлеви пишет: «Горловина лэйны обычно завершалась кульпатом, или по существу, воротником, позже ставшим капюшоном» (рис. 4). Лэйна с капюшоном называлась калпата (гэльск. culpatach), или калпэйджик (culpaideach). Нам неизвестно как шился данный «воротник» или «капюшон».

Кульпат ДеваДанлеви указывает деталь, похожую на капюшон, присутствующую на лэйне Девы Марии в Келлской книге (рис. 5). Если под ее платком действительно надет капюшон, тогда можно предположить, что капюшоны на ранних лэйнах шились из прямоугольного куска ткани, ниспадающего с плеч, как например у дорического (греческого) хитона. Нет никаких доказательств, что кульпат был отдельной деталью одежды как клобук или капор.

Ранние лэйны,  вероятно, застегивались на плечах. Очевидно, фасон лэйны менялся с развитием портняжного дела в Северной Европе. Несмотря на то, что не было найдено ни одной целой лэйны, можно предположить, что лэйна подгонялась под обладателя. Клинья по подолу и ластовицы могли и не появиться до 8 века, но рукава и вырезы в Келлской книге указывают на одежду удобного фасона, которая не была ни обтягивающей, ни мешковатой.

Неправильно было бы считать лэйну нижней рубахой. Нижняя рубаха относится к нательному белью, и всегда одевается подо что-то. Лэйна же носилась сама по себе. Все что надевалась поверх нее, считалось верхней одеждой.
 

Ткань

Выбор материала для пошива лэйны может вызвать некоторые затруднения. Лэйны в упомянутом выше «Похищении» описываются как шелковые, «лоснящиеся». Но тут стоит сделать отсылку к холщовым лэйнам о которых пишет МакКлинток. Он и Данлеви сходятся во мнении, что лэйны почти всегда шились из поскони или льна, а в «Похищении» шелковые одежды добавляют эпичности образу героев. Однако стоит отметить, ирландцы вполне могли купить шелк, особенно после установления торговых отношений со странами Скандинавии, и его присутствие в одежде указывало на знатное происхождение и высокий социальный статус. На рынке 10 века в Лимерке шелк и атлас продавались наряду с другими дорогими тканями, большинство из которых шли на отделку и украшение одежды.

Сегодня принято считать, что лэйна шилась изо льна, так как английское «linen» в современном языке действительно означает льняную ткань. Но в Средние Века “linen fabric”, то есть «холщовая ткань», - могла изготавливаться также из рами (китайской крапивы), конопли, или крапивной кудели. Лэйна из рами будет даже подлиннее, так как лен в отличие от крапивы не произрастал на территории Ирландии, Шотландии, Англии или Мэна в том же изобилии что и крапива, а из нее изготавливается ткань практически не отличимая от ткани из рами (рами, - китайская крапива, - одно из самых древних текстильных растений, из известных нам). Конопля – древнее, широко распространенное и зарекомендовавшее себя растение для выделки полотна. Древнейшее тканое полотно, найденное на сегодняшний день, изготовлено из конопляной нити. С течением времени, волокна этих тканей становятся практически идентичными, даже для экспертов. Из всех получается полотно высокого качества, и при покупке ткани для костюма стоит рассматривать каждый из вариантов.

Хотя холщовое полотно в наше время - дорогое удовольствие, нам вполне доступно обилие натуральных тканей средней плотности, которые стоят даже меньше, чем хлопковые, или синтетические. Самый популярный среди реконструкторов интернет-магазин 100% натуральных льняных тканей : www.fabrics-store.com. Я настоятельно его рекомендую, и не я один. Прежде чем вы побежите на ближайший оптовый тканевый склад, или эконом-магазин, подумайте вот о чем: большинство тканей в таких местах далеко не на 100% натуральны (а о натуральной ткани вы будете мечтать на любом летнем открытом фестивале, поверьте!). Натуральная ткань безумно дорогая. Но не соглашайтесь на муслин, который износится за пару лет, или полиэстер, который не будет пропускать воздух, и, скорее всего, расплавится, если вы сядете близко к огню. Но вы оцените мягкость костюма из натурального полотна. Не экономьте на своем комфорте. Я не говорю покупать тонкий льняной батист, я имею в виду простую ткань саржевого переплетения, которую вы найдете в названном выше интернет магазине.

 

Фасон и крой

Несмотря на отсутствие выкроек лэйны, по имеющимся материалам несложно воссоздать, как она могла быть выкроена, особенно, если вы посмотрите на рубахи из соседних стран, и те сходства, которые у них есть с лэйной. В общих чертах – лэйна это прямоугольный кусок полотна, сшитый по бокам и с вырезом горловины. Необязательно цельнокроеная – она могла шиться из двух частей, соединенных швом по плечам. Без рукавов, или с рукавами, втачанными у плечевого среза. Возможно, у лэйн обладателей крупных фигур по центру вшивалась вставка. А также, предположительно, по бокам, или по центру проходил разрез для удобства движений, хотя описания того, как лэйна заправлялась и подбиралась под пояс, несколько дискредитируют эту идею. В период начала набегов викингов, предполагаемая центральная вставка, скорее всего, была заменена клиньями по бокам, а клинья по центру появились чуть позже. В области подмышек могли вшиваться ластовицы для лучшей посадки. По длине лэйна разнилась от бедра до лодыжек. Длинная лэйна, судя по всему, была выбором богатых гэлов и являлась своеобразным символом высокого статуса.

На правах авторского предложения: старайтесь делать аккуратные швы, - так и вам будет комфортнее в готовой лэйне, и она сама будет выглядеть аккуратнее. Не шейте Т-образные рубахи. Вшейте рукава отдельно, и если необходимо используйте клинья. Даже если у вас есть отрез ткани полтора метра шириной, поверьте, с добавлением швов готовая лэйна будет выглядеть намного лучше.

И, напоследок: в рассматриваемом периоде не предполагалось обязательное использование нити того же цвета, что и ткань, так что творческий подход в сочетании цветов – на ваше усмотрение.

 

Цвет

Самое распространенное слово, встречающиеся при описании цвета лэйны -  гэльское «gel», то есть – «светлый». Под такое описание подходит несколько цветов. Данлеви отмечает, что лэйны – белые, или светлые, что может означать «неотбеленный» или «натурального цвета». МакКлинток указывает на интересные описания лэйн в Прмеры окраски лэйны«Похищении»: «белый», «желтый», «красно-коричневый» (возможно, имелся в виду горчичный) и «полосатый». Таким образом, источники сходятся на том, что белый, желтый, натуральный, вероятно, были самыми распространенными цветами для лэйны просто потому что в эти цвета легче всего окрасить натуральное полотно. И хотя верно, что холщовые ткани хуже чем другие взаимодействуют с красителями, их окрашивали в в самые разнообразные цвета, а хорошо сделанную лэйну придется время от времени «подкрашивать», так как цвет вымывается от стирок и выгорает на солнце. Иллюстрации в Келлской Книге показывают, какое богатство цветов могло использоваться для лэйны, - ангелы и святые одеты в синие, зеленые, пурпурные, красные и золотые лэйны. Дева Мария – в розовую (цвет легко достигается при уменьшении вмени воздействия красного красителя). Учитывайте, что современные красители дают более яркие оттенки, чем красители в Средние Века. Выбирайте приглушенные, ненасыщенные цвета. А еще лучше – красьте ткань в домашних условиях и следите за временем окрашивания. Это самый надежный способ получить желаемый цвет.

 

Отделка

Скульптуры, иллюстрации, литература – все свидетельствует о том, что неотъемлемой чертой лэйны была декоративная отделка. Полоски декора можно видеть на каждой лэйне, изображенной в Келлской книге: на подоле, манжетах и горловине. Данлеви отмечает, что по мере того как крой лейны становился четче (по фигуре), она все богаче декорировалась (стр. 21) . Как отмечалось ранее, МакКлинток упоминал вышитую кайму при описании креста из Муирдаха (Muiredach), и это не единственная скульптура, которую изучал МакКлинток. Фактически, на большинстве тех, что он исследовал, - например на Кресте из Кломнакнойса или гробнице Святого Моэдока в Национальном Музее Дублина - хорошо различается отделка одежды.

Лейна отделкаТак же МакКлинток отмечает, что в «Похищении Быка из Куальнге» отделке уделяется больше внимания, чем любом другом источнике. Чаще всего упоминается вышивка золотом, красным золотом или просто красными нитями (стр. 3). Скорее всего, тут использовались две техники, которые, как известно, применялись в раннем средневековье. Одна из них – «коучинг» (англ. «couching» - «выкладная нить») - заключалась в том, что золотая нить (которая изготавливалась в виде плоской золотой проволоки) оборачивалась вокруг льняной или шелковой нити и приметывалась к ткани красной нитью. КоучингДругая техника представляла собой отделку готовой тесьмой, плетеной на дощечках из шелковых или шерстяных нитей с добавлением золотой парчи. Эти две техники являются самыми распространенными способами отделки металлическими нитями.

В поэме из «Книги Бурой Коровы» (“The Book of the Dun Cow” или гэльск. “The Leabhar na h-Uidhre”, вышедшей примерно в 11 веке н.э.) упоминается король Конайре Великий (High King Conaire Mor). Он одет в лэйну с шелковой отделкой горловины, так густо декорированной металлической нитью, что его лицо отражалось в вышивке как в зеркале. Его лэйна была покрыта вышивкой от груди до колен! Поэмы и истории из Ольстерского Цикла (включая и «Похищение быка из Куальнге») содержат много подобных ярких примеров, которые, скорее всего, являются поэтическими допущениями при описании эпических персонажей и их подвигов. Однако это показывает, насколько важна была отделка в ранней Ирландии, так что необходимость декора лэйны не вызывает сомнений.

Так как же вам следует украсить свою лэйну? Учитывая то, что до нас дошло не много сохранившихся предметов одежды, большая часть историков, включая МакКлинтока и Данлеви, обращаются к характерному художественному текстилю соседей Ирландии того времени. Предположительно, самым распространенным украшением была вышивка, и в каждом регионе для неё использовались определенные типы стежков (например «вперед иголку», «стебельчатые» стежки, «через край», «за иголку», и вышивка гладью). Вышивка применялась вместе с аппликацией и упомянутым ранее «коучингом».Лейна вышивка

Вышивка могла делаться прямо на готовой одежде, или выполнялись на льняной, шелковой или шерстяной тесьме, которая потом пришивалась к полотну. Другой вариант - это плетение «на дощечках» (или на «карточках»). Эта техника была широко распространена по всей Северной Европе, а сегодня часто используется в реконструкции. Вы можете сделать тесьму со сложным узором самых разных видов и вариаций. На одном изделии могут сочетаться и тесьма «на дощечках», и вышивка, и аппликация, особенно если речь идет о костюме знатного человека.

Что до узоров вышивки:  многие используют для вдохновения дошедшие до нас  рукописи и металлические изделия.  Цветные ленты, «кеу»-узоры, спирали христианского периода, норманнские анималистические орнаменты из узлов  - всё это может быть применимо, если соответствует  выбранному вами периоду.  Некоторые могут спорить по поводу того, что гэльский костюм не украшался узорами с узлами и пересечениями, что указывает на  некоторые проблемы в рядах SCA.  Избегайте любой исторической дискуссии, в которой используются слова «всегда» или «никогда».  В академических кругах не место абсолютизму в каком-либо вопросе. И вот пример – почему.

Лэйна горловина ДевыСуществует железный аргумент против узоров с пересечениями: мол, нет ни иллюстраций, ни скульптур, которые бы показывали, что их использовали постоянно.  Однако при более глубоком рассмотрении этого момента в позициях «всегда/никогда» появляются бреши. Узор с узлами и пересечениями виден на горловине одеяния Девы из Келлской Книги.  Подобный же узор можно найти на брэте (плаще) человека с иллюстрации из Книги из Дарроу, которая датируется 7мым столетием н.э.  Лоэгайри Победоносный (Loegaire Buadach) – член Лэйна вариант узоровОльстерской армии из «Похищения быка…» – облачен в желтую лэйну с узорами из узлов и пересечений. (Этот пример был приведен, чтобы показать, что в древней Ирландии использовались узоры современного вида. Но при этом  в литературе того периода других упоминаний об этом  виде отделки найдено не было, и нет фактических доказательств, что в Ирландии раннего средневековья такими узорами украшали настоящую одежду.)

Так что если вам хочется узоров с пересечениями, то я не вижу причин, чтобы их категорически избегать. Однако,  судя по всему, их использовали редко. Кроме того до Норманнского нашествия они были менее сложными. Норвежские же переселенцы переняли ирландские мотивы  и своим вкладом развили их до нового уровня.

Лэйна спирали христианской эрыЯ с большим одобрением отношусь к таким определенно Ирландским мотивам как спирали христианской эры (не путать со спиралями типа La Téne Бронзового Века) и «key»-узорам, которые так распространены в священных рукописях и скульптурах того периода. По мнению автора, они очень красивые, очень гэльские и очень редкие.

Key узорыПростейшие формы отделки не только наиболее целесообразны, но и наиболее привлекательны и эффектны. Как я упоминал ранее, в Келлской Книге показаны простые узоры на подолах, горловинах и манжетах. Некоторые из них, скорее всего, были выполнены из полос цветного шелка, которые использовались так же, как мы сейчас  используем  косую бейку. Такой декор сам по себе является прекрасным финальным штрихом к костюму зажиточного человека, и, скорее всего, был очень распространен среди знати различных ранних культур. Весь фокус в том, чтобы использовать  правильный шелк. Это не должен быть «грубый» шелк, или махровый шелк, который можно найти в нынешних фабричных магазинах. Для красивой отделки нужен   шелк полотняного или саржевого переплетения. Это классическое переплетение византийского шелка, который может быть однотонным или с рисунком.

Примечание переводчиков. В этой части статьи и в последующих используется много иллюстраций из Келлской Книги. Номера листов указаны для сканированной копии Книги из цифровой библиотеки Тринити Коледжа в Дублине.
 

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 1. Вступление"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 2. Термины"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 3. Про источники и период исследования"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 5. Брэт (Плащ)"


Источник: Scott Barrett "Early Gaelic Dress"
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>