Ранняя гэльская одежда. Часть 5. Брэт (Плащ)

Не смотря на буйство новогодних праздников у нас таки получилось докончить очередную часть статьи "Рання гэльская одежда" Скотта Барретта. Далась она нам ещё тяжелее, чем часть про лэйну, но мы доблестно продрались сквозь специфическую ткацкую терминологию, и вот статья готова!

 

 

Самой характерной гэльской одеждой, судя по всему, был «брэт» (англ. “brat”) или, другими словами, плащ. Он показывал статус владельца, защищал от непогоды, согревал, иными словами был крайне важен и в социальном, и в бытовом плане, поэтому обязательно имелся в гардеробе большинства гэлов. Как и лэйна, брэт носился с 7 по 17 вв. н.э., частично изменяясь, но не теряя значимого места в гэльской моде.


Данлеви прекрасно описывает брэт:

«Брэт был самой пестрой, мягкой и теплой одеждой в раннем ирландском гардеробе. Он представлял собой шерстяной плед прямоугольной формы который обрабатывался или «валялся» до плотного состояния». Рис. 18

В литературе брэту уделено довольно много внимания, как отмечает МакКлинток, изучая «Похищение». В этой эпической саге упоминаются зеленые, серые, пурпурные, черные, красные и желтые плащи – и это только приблизительный перечень возможных цветов. Некоторые из них полосатые, у некоторых кайма другого цвета, чем сам брэт, а некоторые - ворсистые или меховые. Окрас брэта иногда даже описывают как «разноцветный» или «пестрый». Староирландское “breaccanпереводится как «пестрый» или «клетчатый», поэтому большинство историков пролагают, что “breaccan”  стало нарицательным, и так в дальнейшем назывался небольшой простой плед. В статье используется слово плед (plaid), более понятное современным читателям. “Plaidили “plaideпросто обозначает «одеяло» или «покрывало» – довольно точное описание брэта. Большинство брэтов в средневековой ирландской литературе, однако, описывались как однотонные.

  Рис 1. Фрагмент западной грани креста из Муирдаха. Арест Христа Брэт носился на плечах, удерживаясь на месте брошью или булавкой. Некоторые утверждают, что мужчины носили брэт сколотым на плече, а женщины – сколотым в районе ключиц, под подбородком. Дева Мария из Келлской книги «не соглашается» с этим, ведь ее брэт сколот брошью на плече, в то время как у Христа, изображенного на кресте Муирдаха, брошь располагается посередине. «Каждому свое», так можно подвести итог спорам о способе ношения брэта. ОРис. 2. Дева с младенцемФрагмент Келлской Книги, лист 14н также иногда просто накидывался на плечи и руки, что можно увидеть на многих изображениях в Келлской книге. Но так же брэт мог крепиться к одежде примерно посередине своей длины так, что нижняя часть напоминала короткий плащ, а верхняя использовалась как капюшон, если погода портилась.

С течением времени брэт изменялся (но не так заметно как лэйна). Например, во времена Нормандских завоеваний появились полукруглые и подогнанные по плечам плащи, но, тем не менее, классические ирландские брэты были так популярны, что их экспортировали и носили в других странах, например, во Франции и Англии. Особенно «мохнатые» ирландские плащи. Брэт был настолько важен в гэльском обществе, что имел такую же ценность, как и домашний скот и включался в закон о наследовании. Ему уделялось много внимания и портным, и владельцем. Часто брэт описывали богато украшенным золотом и превосходной вышивкой, разноцветными лентами и богатой бахромой. Высокий статус владельца в ранней литературе иногда определялся длиной и шириной брэта.

Иногда встречаются ссылки, описывающие брэт «сложенным впятеро», что часто приводит в замешательство. Что ранние авторы имели в виду под «сложенным впятеро»? Ведь нельзя просто сказать «он был сложен в пять складок и сколот». Мы не знаем, каким образом брэт складывался, или даже то,  что считалось «складыванием». Складывался ли он по длине или ширине, или угол к углу снова и снова? Была ли складка количеством оборотов вокруг тела, как предполагает Данлеви? Если складка больше напоминала плиссирование, то как оно делалось и где? Ниже – пример того, что случается, если слишком долго смотреть на шерстяной плед с брошью в руке, и представлено просто для ознакомления.

 

Авторская теория

У меня есть предположения, касающиеся пяти- и семи-складчатого брэта, которые могут вам пригодиться. Однако, имейте ввиду, что это мои собственные догадки, которые не являются истиной в последней инстанции.  Мы на самом деле можем однажды обнаружить хорошо сохранившееся тело 8го века в плаще именно такого вида, и при этом не зная, был ли это именно тот предмет одежды, который описывали ранние авторы.

Варианты сборки брэта в 5 или 7 складокЯ включил в статью это примечание, желая показать, как можно было носить большие отрезы ткани без свисающих углов, и так, чтобы это было, по крайней мере, в духе ранней Ирландской литературы. Первый вопрос, который встает перед теми, кто сталкивается с прямоугольным плащом: как сделать его комфортную посадку на плечи. Складки могут помочь создать более плотное прилегание. Хитрость, видимо, в том, чтобы немного присобрать ткань, а не накладывать складки друг на друга. Если под складкой понимать слой подогнутой ткани, а не сгиб сам по себе, то мы, таким образом, и получим эти вышеупомянутые нечетные 5 или 7 складок.

Итак, сперва, разложите ткань на ровной поверхности. Далее  подверните края в сторону центра. Это можно будет назвать тремя складками: два подогнутых края и центр.  Если края потом снова отогнуть наружу, то будет уже 5 складок. Эти складки легко зафиксировать брошью и в таком случае они обеспечат простую, но эффективную сборку большого шерстяного отреза ткани. Подверните края снова, чтобы получилось 7 складок.

Можно представить, сколько ткани необходимо для закалывания брэта в 7 складок, что еще раз свидетельствует о том, что он являлся далеко не дешевым предметом одежды.
 

Форма

Форма брэта предельно проста. Это прямоугольный кусок ткани шириной около 2х ярдов (~ 1,8 м) или больше (намного больше, если вы пожелаете). Основная задача при пошиве брэта – достать хорошую шерсть. Даже в Темные века хорошие и легкие шерстяные ткани были обычным делом, так что не нужно зацикливаться на образе толстого одеяла или фриза (сорт грубой шерстяной такни – прим. перев.). Легкая или средней толщины шерстяная фланель многими признана как лучший вариант для реконструкции культуры средневековья любого региона и периода.  Подойдет она также и для брэта. Саржа, полосы, «ёлочка» - все эти виды переплетения  были широко распространены. Но прежде чем облачиться в отрез шерстяной ткани как в брэт, необходимо обработать его края.
 

Декорирование

Брэт отражал статус и положение своего владельца в обществе. Учитывая это, на брэте могли быть тонны украшений, если его владелец имел на это право. Выше упомянуты некоторые примеры из ирландской литературы.

Резюмируя сказанное, получаем, что брэты окрашивались и богато декорировались. Большинство описывались как одноцветные, некоторые – с контрастной бахромой. Эта бахрома была продолжением отреза шерсти, а не накладной тесьмой современного вида, которую можно найти в магазинах в наши дни. Бахрому завязывали узелками или кисточками, заплетали косичками, или оставляли сваливаться, чтобы по краю брэта получилось уплотнение.

Кроме того брэт мог делаться из нескольких кусков ткани. В «Похищении» описывается плащ, части которого имели разные цвета. Это вполне мог быть брэт, сшитый из кусков ткани разного цвета.

Почти наверняка для отделки брэта использовали аппликацию и вышивку металлической нитью. Особый интерес здесь представляет «туган» (англ - “tugan.) - плащ, который был прерогативой поэтов высокого класса, мастеров своего дела, знавшими наизусть сотню стихов.  Такие брэты покрывались утиными перьями, а если точнее - переливающимися перьями с шеи селезня. Сегодня вряд ли кто-нибудь из реконструкторов посчитает себя вправе носить подобный плащ. Однако Ольстерский цикл содержит историю о том, как женщины из Эмайн Маха пожелали, чтобы  Кухулин  отправился на охоту на цапель и добыл их перья, так что возможно  тогда было принято носить перья в качестве украшений (вероятно в бахроме или на шее).


Многие изображают брэт клетчатым, и это тоже верно, так как он являлся прародителем килта. Но избегайте очень уж современных «тартанов», лучше поищите простую клетку двух-трех цветов. Также можно использовать и полосатую ткань.
 

Уход

Некоторые люди очень озабочены вопросом стирки шерстяных изделий, а именно тем, что может после этого произойти с тканью. И это понятно, учитывая, что происходит с шерстью, когда она попадает в определенные условия.  Уберечь шерсть от повреждений поможет «разминание», - физическое воздействие при котором шерстяные волокна отделяются от нитей, и ткань сжимается. Она становится более мягкой и пушистой. Получившееся покрытие же из неравномерных волокон, образующих мягкую поверхность, называется «ворсом». Но имейте ввиду, что в процессе разминания шерсть дает усадку.

Иногда такой эффект является желанным, потому что одежда из размятой шерсти теплее и меньше пропускает воду. Лучший метод разминания шерсти - просто стирка в теплой воде в стиральной машинке с последующей сушкой в ней же. Такой способ обеспечивает оптимальную температуру, влажность и физическое воздействие для получения желаемого эффекта. Эту операцию стоит проделывать с нераскроенной тканью, обязательно  сделав поправку на усадку, и ни в коем случае - не с готовой одеждой!

Если вы, наоборот, хотите избежать усадки, осторожно постирайте шерсть в холодной воде и высушите на воздухе. Таким образом, вы удалите загрязнения с минимальным воздействием на ткань. Для шерсти рекомендуется деликатная стирка вне зависимости от того, какого эффекта вы хотите достичь. В конце концов, шерсть – это те же «волосы», и вы сами вряд ли используете для мытья головы стиральный порошок вместо специального шампуня .
 

«Мохнатые» плащи

Рассматривая брэт, нельзя не уделить внимание грубым, ворсистым ирландским плащам из овчины, которые снискали большую популярность в средневековой Европе. Большинство брэтов раннего средневековья преимущественно не были «ворсистыми», или «с начесом», однако в литературе встречается несколько описаний плащей такого вида. Похоже, что популярными они становятся примерно к концу периода нашествия викингов. Данлеви отмечает, что знаменитая реликвия -  Мантия святого Бригида, хоть и не является одеждой 6-ого века, но, скорее всего, была приобретена братьями принцессы Гуннхильды в 1051 году. Это лучший из доживших до наших дней примеров ирландских «мохнатых» шерстяных плащей, хотя до нас дошла лишь его часть. Эти плащи ценились за их водонепроницаемость, что в плохую погоду позволяло в буквальном смысле «отряхнутся от дождя». Они лучше держали тепло и по текстуре были мягче и приятнее.

Вероятно, было всего два способа изготовления таких плащей, хотя оба можно с легкостью использовать при пошиве обычных брэтов.

Первую технику ирландцы, вероятно, переняли у жителей скандинавских поселений, и она была хорошо известна писцам, работавшим над эпическими произведениями вроде «Похищения». Плащ, называемым «роггром» (англ. – “roggr”) был придуман скандинавами и изготавливался из шерсти на вертикальном ткацком станке путем добавления «чесанной» шерсти (шерсти оставшаяся после гребнечесания) в ткацкий зев. Так получалась плотная шерстяная ткань и мягким ворсистым покровом. Данная техника вполне могла лечь в основу техники изготовления «мохнатых» плащей, а ткань, изготовленную таким образом, можно приобрести и сегодня (на счастье тех реконструкторов, у которых нет ткацкого станка под рукой). За этим сокровищем следует обратиться к грекам, которые из натуральной шерсти изготавливают так называемые мохнатые пледы – «флокати» (англ. – “flokati”). Эти пледы ткутся вручную, путем добавления скрученных шерстяных прядей в уток, что придает готовой ткани плотный, мягкий ворс. Очевидцы утверждают, что Мантия святого Бригида выглядит почти также как греческий плед «флокати», отличаясь только более пышным ворсом. Многие реконструкторы используют флокати для брэтов. Если приобрести неокрашенный плед, то можно подобрать цвет по своему вкусу.
 

Увеличенные виды "флокати" натуральных окрасовДругой способ начинается с выбора шерстяной ткани с длинным ворсом, например, мохера. После того, как ворс был обчесан, ткань покрывалась медом, или смесью сахара и уксуса. После, поверхность растиралась небольшими круговыми движениями подушечкой или мешочком с мелкой круглой галькой или бусинами. Это создавало слой  ворса, который свойлачивался после стирки, приобретая вид шерсти ирландского волкодава («свойлачивание» шерсти это сближение параллельно расположенных волокон ткани и некоторое перепутывание в результате механического воздействия, которое уплотняет шерстяной материал).

Данный метод отлично подойдет для мохера, хотя предпочтительнее использовать увлажняющий гель для волос, или кукурузный сироп вместо меда, это существенно снизит затраты (мед стоит дорого, а смесь сахара и уксуса не вызывает доверия). Для создания ворса можете использовать специальные ворсовальные шпильки, если угодно, но обычная жесткая щетка даст аналогичный результат. Не пытайтесь создать ворс на мокрой шерсти, так как ткань может порваться. Данлеви утверждает, что первые упоминание о данном методе относятся к 11 веку, хотя он мог быть изобретен и ранее, доказательств нет. И может оказаться, что плотный ворс на мантии святого Бригида был создан другим, неизвестным нам способом.

 

В заключении разговора о мохнатых плащах, хочу поделиться собственным опытом. Мои попытки создать ворс с помощью геля, меда, смеси сахара с уксусом оказались не столь удачны. Гель и мед дали хороший плотный ворс, но эффект пропал после стирки. Смесь сахара и уксуса дала слабый результат, возможно, использовались неправильные пропорции, и смесь получилась недостаточно вязкой и липкой. Имейте в виду, что эти техники применялись мною на мохере, и, возможно, на 100% шерсти эффект будет лучше. Экспериментируйте, и дайте вашим собратьям – гэлам знать, что у вас получилось!

 

Ношение брэта

Не в каждой стране климат как на Британских островах, поэтому постоянно ходить в шерстяном плаще, особенно летом, просто невозможно. Это понятно. Но помните, что брэт – визитная карточка вашего костюма. Постарайтесь хотя бы держать его в руках, или вешайте на стул.


 

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 1. Вступление"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 2. Термины"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 3. Про источники и период исследования"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 4. Лэйна"

Источник: Scott Barrett "Early Gaelic Dress"
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>