Ранняя гэльская одежда. Часть 8. Пояса и Броши

После очередного затишья у нас готова очередная часть статьи Скотта Барретта "Ранняя гэльская одежда". Теперь речь пойдет о самом интересном - об урашениях, поясах и брошах! Приятного чтиения!

Пояса

Пояса и ремни у гэллов назывались «кройс» (“crois”) или «крис» (“kris”),  и этот термин до сих пор используется на островах Аран. Носили как кожаные пояса, так и тканые. Было найдено бесчисленное множество пряжек с остатками кожи на застежках и заклепках.

1

Такие же пряжки могли крепиться и к тканым поясам, которые, вероятно, изготавливались методом ткачества на дощечках – в Ирландии такие пояса сегодня продают туристам. Кроме того возможен и вариант изготовления поясов методом плетения сложных кос. А после пришествия и расселения  норманнов получили распространение вязание иглой и полутканьё в технике «спрэнг» (способ плетения при котором нити основы переплетаются между собой, а нить утка отсутствует).

Пряжка из Уэстмита
Сегодняшние тканые пояса упругие, плотные и прочные,  часто цветные и имеют бахрому на концах. В «Похищении…»  Мак Рот описывает Сенчаса как  оратора,  так как тот носил серебряный пояс. Это мог быть кожаный ремень с серебряными бляшками или, что вероятнее,  тканый пояс из парчи.

Варинаты гэльских пряжекВ том же фрагменте королева Мэва, подкупая Фердиада, подарила ему доспехи и пояс, который Кухулин позже описывает как «листоподобный».  Это, скорее всего, - описание текстуры, узора и, возможно, цвета тканого пояса.

Фибулы (броши)

Прямая костяная булавка, ринг-пинПро гэльские фибулы можно написать целую книгу и все равно не охватить все детали, здесь будут изложены основы, которые могут послужить отправной точкой для ваших собственных изысканий. Не существует более яркого символа гэльской культуры, чем фибула. Она была удостоена особого упоминания в литературе того времени и иногда рассматривается как воплощение богатства и статуса её владельца, как и брэт, к которому она крепилась.

Возможно, изначально в качестве фибулы использовали прямую костяную булавку.  В рассматриваемом периоде попадаются фибулы подобного типа, и часто в них имеются отверстия, через которые продевался крепежный шнур или кожаный ремешок.
Далее эта конструкция трансформировалась в ирландскую кольцевую фибулу или «ринг-пин», которую быстро заимствовали норманны и сделали своей собственной. Она обрела большую популярность на островах, и даже в Йорвике (оккупированный норманнами Йорк на севере Англии). Эта фибула обычно выглядела как длинная бронзовая булавка с вращающимся кольцом-головкой, к которой можно было прикрепить шнур или цепочку. Шнур этот протягивали к концу булавки, торчащему из ткани, затем обратно к кольцу, делая таким образом петлю. Она удерживала плащ, не давая ему соскользнуть с булавки, которую, скорее всего, носили горизонтально. Мак Рот в «Похищении…» описывает воина по имени Келткар мак Утекар, который носил на своем плаще железную булавку столь огромную, что она доставала от одного его плеча до другого.

“Кайт”-фибулаЭта фибула и способ её ношения породили множество вариантов. Например, «кайт»-фибула (ромбовидная фибула). «Кайт»-фибулы изготавливали как и кольцевые фибулы, но их головка представляла собой пластинку в форме ромба (отсюда и название этого типа фибул -  «кайт»: «kite», англ. - «воздушный змей», что отражает форму головки фибулы. прим. перев.), внешнюю сторону, которой,  как правило, украшали. The Book of KellsЭта пластина вращалась на головке фибулы. На концах ромба или на него оборотной стороне делали маленькие металлические петли для крепежного шнура. Фибулы такого рода можно видеть на пресловутой иллюстрации из Келлской Книги, на которой изображена Дева Мария. Кайт-фибула из УотрефордаИсключительным примером этого классического и несправедливо редко упоминаемого типа фибул является ромбовидная фибула из Уотерфорда.

Пенаннулярная фибулаФанатам средневекового ювелирного искусства больше знакома пеннанулярная фибула. Она имеет головку в форме буквы «С»,  внутри  которой скользит булавка, что позволяет закрепить её на одежде. Эти практичные фибулы были в ходу до норманнского  нашествия. Множество таких фибул можно увидеть в музейных экспозициях, в том числе и фибулу из Баллиспеллана и фибулу из крайонга в Баллиндерри.

Баллиспеллан и Баллиндерри

Особый интерес представляет моток проволоки на фибуле из Баллиндери. Доктор Ниам Уайтфилд в своих лекциях и статьях об ирландских фибулах полагает, что этой проволокой протыкали  ткань для более надежного крепления фибулы, или, возможно, пришивали к одежде. С её теориями об ирландских фибулах вы можете ознакомиться в книге Irish Art Historical Studies in Honour of Peter Harbison.

Самыми красивыми и обсуждаемыми из всех являются псевдо-пеннанулярные фибулы. Эти королевские фибулы известны своим потрясающим декором  и впечатляющими размерами. К таковым относится легендарная фибула из Тары.

Фибула из Тары

По мере того как кольцевые и пеннанулярные фибулы  развивались бок о бок, они начали сливаться в один тип. Кольцевые фибулы стали принимать форму пеннанулярных, включая упомянутые выше петли, концы буквы «С» пеннануляров, соединённых маленькими пластинами, часто позолоченных или покрытых эмалью. Такая конструкция не позволяла булавке пройти в прорезь буквы «С» и закрепляла её на месте. Псевдо-пеннануляры стали изготавливать в виде кольцевых фибул, что подразумевало появление на них шнуров и цепочек. Brooch, Roscrea, Co. Tipperary, view of front. P737Шнуры эти не болтались как попало и не привязывались произвольно к головке фибулы, а вдевались в маленькие петли, крепившиеся к головке на манер ромбовидной броши. Маленькие петли можно найти на нижней стороне фибулы из Роскреа - за нижней центральной пластиной её головки – а так же на фибуле из клада в Ардаге.

Клад из Ардага

На фибуле из Тары имеется подвижное крепление для её оборванной витой цепочки, которая, по-видимому, была приделана позже. Доктор Уайтфилд полагает, что на конце цепочки была маленькая булавка. Цепочку несколько раз обматывали вокруг булавки фибулы и втыкали маленькую булавку в ткань, как иглу в вышивку на время перерыва в работе. Кроме того Уайтфилд предполагает, что парные петли на задней стороне фибулы из Тары предназначались для того чтобы пришить её к одежде. Несмотря на многолетний опыт Ниам Уайтфилд, ее теория пока полностью не принята.  Главным сомнением является то, что нет фактов, доказывающих наличие маленькой булавки на конце ныне оборванной цепи. (Ничего подобного на концах цепочек пока не найдено, а петли на обратной стороне головки фибулы расположены равномерно и предполагают использование цепочки или шелкового шнура таким же образом, как и на других псевдо-пеннанулярах). Аргументация Уйатфилд ясна,  если учесть, что брошь из Тары носили горизонтально, петлями вниз, с булавкой, расположенной так же, как и крепление цепочки. Фибула из Тары является одной из самых ранних псевдо-пеннанулярных фибул, а потому относится к переходному периоду возникновения великолепных, но экспериментальных первых изделий.

Другой ранней и экспериментальной фибулой является брошь из Хантерстона. Как и фибула из Тары, это брошь псевдо-пеннанулярная. Тут проблема использования петель предстает с другом ракурсе. Вместо цепочки или шнура, которые бы закрепляли фибулу на одежде, у фибулы из Хантерстоуна есть снимающаяся булавка. Фибула из ХантерстоунаЕё можно снять, продеть в головку фибулы ткань, проткнуть её булавкой, и снова закрепить булавку на головке. Фибула из Хантерстоуна так же является примером традиционных фибул. Когда норманны основали в Ирландии колонии и крепости, аннулярные фибулы уже были на пути к тому чтобы стать самыми распространенными по всей Северной Европе, включая и гэльские земли. Аннуляры были цельными, без зазора (“pennanular” означает «почти круг»). Они изготавливались в большом разнообразии форм и размеров, хотя и никогда не были такими большими как псевдопеннануляры. Аннуляры могли быть, конечно, круглыми, но так же и четырех-,  пяти-, шести- или восьмигранными. Некоторые имели форму цветка или удлиненного ромба.  Всё это были по сути кольца или иные геометрические фигуры с подвижными булавками.  Ткань продевалась в головку фибулы, а затем оттягивалась обратно, как в случае с фибулой из Хантерстоуна  (хотя булавки аннулярных фибул не были съемными). Было бы очень необычно увидеть аннулярную фибулу в рамках рассматриваемого периода – они получили распространение позже.

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 1. Вступление"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 2. Термины"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 3. Про источники и период исследования"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 4. Лэйна"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 5. Брэт"
Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 6. Айонар (Куртка)" 

Читать "Ранняя гэльская одежда. Часть 7. Штаны (Трузы)"

 

Источник: Scott Barrett "Early Gaelic Dress"
Перевод: Freya Falcon, J_Gibbs, Васаби

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>